Подготовка сжатого воздуха

Подготовка сжатого воздуха

Подготовка воздуха - очень важная операция, без которой не обходится ни один серьезный технологический процесс. Если в пневматических сетях общепромышленного применения, не предъявляется особых требований к качеству сжатого воздуха, то воздух, применяемый в таких отраслях, как приборостроение, пищевая, фармацевтическая промышленность и др., должен быть абсолютно сухим, без содержания масла и пыли, и даже стерильным. Для достижения таких задач, в каждом конкретном случае используется специально разработанная система подготовки воздуха.

Цели и схемы подготовки воздуха

Основными целями подготовки сжатого воздуха являются:

  • очистка воздуха от различных загрязнений;
  • обеспечение необходимого давления;
  • распыление в сжатом воздухе масла, с целью придания ему смазывающих свойств (при необходимости).

Конечно же в каждом конкретном случае, могут ставиться свои специфические задачи и цели. Мы же рассмотрим наиболее распространенные схемы и методы подготовки воздуха.

Рекомендации по формированию систем подготовки воздуха

Для очистки воздуха от загрязнений можно выделить три основных способа:

  • осушение (для удаления влаги);
  • фильтрация (для удаления частиц пыли, грязи и масла);
  • адсорбирование (для удаления нежелательных запахов и аэрозолей).

На рис. 1 приводятся схемы построения систем подготовки воздуха в зависимости от видов конечного потребления сжатого воздуха. Подготовка воздуха — процесс достаточно творческий, и в каждом конкретном случае можно применять совершенно разные, и порой неожиданные решения. Одних и тех же результатов можно достигнуть применяя абсолютно разные устройства, и последовательность их монтажа.

Универсальная схема подготовки сжатого воздуха
Рис.1. Схемы подготовки воздуха: 1 - воздушный компрессор; 2 - концевой охладитель воздуха; 3 - циклонный сепаратор; 4 - вентиль; 5 - воздушный ресивер; 6 - устройство слива конденсата; 7 - предварительный фильтр 5 мкм; 8 - рефрижераторный осушитель воздуха; 9 - фильтр тонкой очистки 1 мкм; 10 - коалесцентный фильтр 0,01 мкм; 11 - угольный фильтр; 12 - конденсатоотводчик; 13 - водно - маляный сепаратор; 14 - емкость для сбора масла.

Но все же, можно дать несколько общих рекомендаций и правил, которыми следует руководствоваться при построении систем подготовки воздуха.

Охлаждение воздуха

Воздух, выходящий из компрессора, необходимо охладить. Это непременное и очень важное условие. Воздух может охлаждаться как естественным путем (например в ресиверах), так и при помощи специальных концевых охладителей. Только после охлаждения, появляется смысл пропускания воздуха через циклонный сепаратор или магистральный фильтр. В противном случае, большое количество паров воды и масла пройдет через фильтр, и выпадет в виде конденсата при дальнейшем охлаждении в магистрали.

Влагоотделение

Влагоотделители желательно использовать совместно с магистральными фильтрами, причем устанавливать влагоотделитель перед фильтром. Такая схема обеспечит максимально эффективную очистку: влагоотделитель отведет основное количество твердых примесей вместе с водомасляной эмульсией, после чего фильтр задержит мелкие фракции твердых частиц. Следует также знать, что даже после полной очистки, из воздуха может опять выпадать конденсат, если его температура будет продолжать падать. По этой причине, нужно стараться устанавливать влагоотделитель в том месте магистрали, где температура воздуха имеет минимальное значение.

Централизованная подготовка воздуха

Если все потребители в сети имеют одинаковые требования к качеству воздуха, то наиболее рационально проводить централизованную подготовку воздуха. При такой схеме основная очистка и маслораспыление производится именно в магистрали. В этом случае, местная подготовка воздуха заключается в стандартной фильтрации и регулировании давления.

Местная подготовка воздуха

В случае, когда потребители сети нуждаются в разном уровне очистки воздуха, то в магистрали производится лишь базовая подготовка. Основной уровень качества воздуха, достигается уже непосредственно перед каждым потребителем, в соответствии с требованиями каждого из них. При такой схеме, решающая роль отводится местной подготовке воздуха.

Выбор оборудования

При выборе оборудования, следует определиться, какая схема подготовки будет использоваться — магистральная (централизованная) или местная. Устройства, используемые для магистральной подготовки воздуха, должны обладать следующими характеристиками:

  • высокая пропускная способность;
  • низкая потеря давления;
  • способность работать при большой загрязненности воздуха.

Устройства, предназначенные для местной подготовки воздуха, должны обладать следующими свойствами:

  • компактность;
  • способность объединения в БПВ (блоки подготовки воздуха);
  • хороший доступ ко всем элементам, для проведения техобслуживания.

В связи с различиями в функциональных требованиях, оборудование применяемое для магистральной подготовки, имеет конструктивные отличия от оборудования для местной подготовки. Так, например, площадь фильтрующих элементов магистральных фильтров, может в 10 раз быть больше, чем их площадь у фильтров для местной подготовки, при тех же значениях по расходу. Резервуары для сбора воды в магистральных сепараторах, также в несколько раз больше. В магистральных фильтрах не применяется принцип инерционной очистки, который широко используется при местной подготовке.

Таким образом, пневматическое оборудование, применяемое для магистральной и местной подготовки воздуха, не всегда может быть взаимозаменяемым, не смотря на сходство выполняемых функций. Однако этот факт, не исключает возможности (при необходимости) использования для местной подготовки магистрального оборудования. Особенно это касается случаев с большой производительностью, и повышенной загрязненностью, отводимого от магистрали воздуха.